#format wiki == Летний курс обучения для детей == В 2007 году было решено ознакомить детей с Linux и вообще с продуктами open source в течение одной смены базы отдыха «Наука» (при Южно-Уральском государственном университете). Руководство университета выделило компьютеры, достаточно слабые по нынешним меркам – например, объем оперативной памяти не превышал 256MB, на которых предполагается обучать детей работе с графикой/анимацией/видео. На курс выделяется 10 дней по 2 астрономических часа. [:../Summer10DayCourseFull: Соображения и доводы: работа в тяжёлых полевых условиях] === Особенности аудитории (дети среднего школьного возраста) === * слабая подготовка: * не знают английского * не умеют набирать на клавиатуре (даже те, у которых есть дома компьютер) * не имеют привычки читать * компьютеробоязнь, проблемы с управлением мышкой (если нет дома компьютера) * непостоянное посещение занятий * нежелание серьезно обучаться (особенность времени года и места проведения занятий) * нехватка рабочих мест (до 4 человек на компьютер) === Что требуется от такого курса === * тематика ориентирована на "развлечение": * предметность (картинки, видео) * немедленный результат (не надо долго учиться) * небольшой объём знаний * относительная независимость тематики одного занятия от другого, желательно отсутствие «цепных» занятий (когда на втором требуются знания с первого) * минимум новых/неизвестных терминов (вплоть до затушёвывания принципиальных различий Windows и Linux) === Что требуется от дистрибутива под курс === * русификация как минимум всех программ, используемых в курсе * взаимодействие с фотокамерами * и установка (в классе), и LiveCD (под раздачу) * сеть, файловый сервер; возможно, IM-сервер === Примерный план проведения занятий по дням === (''два часа занятий в день'') Знаком /!\ в тексте отмечены задачи, для которых пока не подобраны инструменты, условные названия даются в (`скобках`), знаком (./) -- инструменты, не вызывающие сомнений. Места, требующие дальнейшей разработки темы, помечены {i} . Задачи практикума даны поимённо в "кавычках". [:/Software: обсуждение инструментария и практикума см. тут.]. ## do not delete this string please 1. Общеознакомительное занятие. Оценка возможных посетителей. Попытка ознакомиться с системой без особого руководства. Информация для родителей: лицензионная чистота и чем компьютер может быть полезен для ребёнка. Знакомство детей между собой, примерное определение групп, в которых они будут работать. Работа с `Psi`: набор на клавиатуре, индивидуальный и групповой чат. Работа с мышью: копирование и вставка. 1. Файлы на примере `konqueror` и `GIMP`. Работа с файлами: посмотреть, открыть, закрыть, сохранить как (на примере наработок предыдущей смены/загтовок). Типы и размер файлов. Работа с `digikam`. Простейшие инструменты `GIMP`: ножницы и рука ("борец сумо безухий"), инструменты прямого рисования: карандаш/кисть/перо/штамп/... и выбор цвета/кисти ("подрисуй усы сестрёнке"), текст ("пиши на заборе что хочешь"). 1. Обработка фотографий: средства выделения -- контур, цвет, суперпалка, Обработка выделений: копирование ("борец сумо с ушами"), заливка ("закрась папе глазки"), изменение размера ("хомячка плющит"). 1. Обработка фотографий: слои и прозрачность ("хомячки размножаются"), эффекты (поэффектнее), цветокоррекция ("он не синенький, он дохленький"), анимированный GIF (из серии кадров или модификацией исходного изображения, "глаза на лоб полезли") 1. Потоковое видео на примере `kdenlive`. "Отстойный клипушник, Батхед!". Просмотр исходных материалов, подбор материалов для клипа из исходных. Начало составления клипов. Нарезка. 1. Потоковое видео: продолжение начатой работы над клипами. Попытка корректного (осмысленного по контексту) совмещения видеопотока с аудиопотоком. Добавление спецэффектов. 1. Потоковое видео: окончание работы над видеоклипами. Просмотр результатов. 1. Векторная графика на примере `XaraLX`. Чем хороша векторная графика. Изучение примеров ("Из чего состоит огурец"). Перевод из вектора в растр, обратно (gimp posterize + inkscape bitmap trace). "Портрет во всю стену" 1. Векторная графика: создение собственных изображений. "Нарисуй свой логотип". 1. Завершение и просмотр работ, разбор полётов, награждение непричастных. ## как выковырять из этой страницы названия задач и программ: ## sed -n '/do not/,/do not/s/[^"]*\("[^"]*"\)[^"]*/ \1/gp' % ## "борец сумо безухий" "подрисуй усы сестрёнке" "пиши на заборе что хочешь" "борец сумо с ушами" "закрась папе глазки" "хомячка плющит" "хомячки размножаются" "он не синенький, он дохленький" "глаза на лоб полезли" "Отстойный клипушник, Батхед!" "Из чего состоит огурец" "Портрет во всю стену" "Нарисуй свой логотип" ## sed -n '/do not/,/do not/s/[^`]*\(`[^`]*`\)[^`]*/ \1/gp' % ## `IM` `навигатора` `GIMP` `GIMP` `клипорезки` `плакатки` `мультяшки` `blender` `OOo` `audacity` === План проведения занятий, полученный практическим путем === [:/Report: Впечатления по превращению примерного плана в реальный приведены тут]. [:/Method: Методика проведения занятий приведена тут]. [:/Instructions: Необходимый минимум для проведения занятий]. [:/packages: Список пакетов]. 1. Общеознакомительное занятие. Оценка возможных посетителей. Работа с `Psi`: набор на клавиатуре, индивидуальный и групповой чат. Работа с `gwenview`. Подготовка фотографий детей для последующей их работы. Открытие файлов в `GIMP` из `digikam`. Работа с инструментом выделения форм в изображении (ножницы). Копирование/вставка в другое изображение отдельным слоем, перемещение. Поворот, масштабирование, искривление, перспектива. Инструменты прямого рисования: карандаш/кисть/перо и выбор цвета/кисти ("подрисуй хвост сестрёнке"), текст. Сохранение в указанное место. 2. Продолжение работы с `GIMP`. Тонирование "перекрась кошечку". Кадрирование. 3. Gif-анимация в `GIMP` (рисование по кадрам, с модификацией исходного изображения, скрипт-фу), создание нового изображения, инструмент заливка, изменение порядка слоев, объединение слоев, просмотр анимации, корректное сохранение анимации. 4. Векторная графика на примере `XaraLX`. Чем хороша векторная графика. Изучение инструментов карандаш, выделение, изменение цвета линий и заливки, масштабирование объектов, перемещение объектов, поворот объектов, ручка, правка фигуры, прямоугольник, эллипс, фигура. Попытка создания собственного изображения. Сохранение. 5. Векторная графика на примере `XaraLX`. Изучение инструментов текст, заливка, прозрачность, тень, фаска, контур, смешивание (кошечки-собачки, "преврати собачку в кошечку, мальчика в девочку"). Попытка создания собственного изображения. 6. Векторная графика на примере `XaraLX`. Дорисовывание рамочек к своим растровым изображениям. Импорт битмапа, применение маски. Использование ранее изученных инструментов. 7. Потоковое видео на примере `kdenlive`. "Отстойный клипушник, Батхед!". Просмотр исходных материалов, подбор материалов для клипа из исходных. Составление клипов. Загрузка исходных материалов, сохранение с желаемым качеством. 8. Потоковое видео: продолжение начатой работы над клипами. Попытка корректного (осмысленного по контексту) совмещения видеопотока с аудиопотоком. Добавление спецэффектов. 9. Потоковое видео: добавление переходов. Окончание работы над клипами. 10. Просмотр клипов, награждение