Виктор Вагнер[14] противопоставляет «рыхлости» модели WIMP, пусть и целостной метафорически, концептуальную целостность интерфейса командной строки, основывающуюся на четырех принципах:
универсальности формы представления информации (текстовый файл, понимаемый как последовательность символов, некоторые из которых разделяют строки (записи), поля и слова);
возможности переназначения ввода-вывода и соединения программ каналами;
принципа «набора инструментов» (одна утилита — одна функция);
наличия механизма регулярных выражений в языке оболочки.
По Вагнеру, по-настоящему успешным графическим интерфейсом («True UNIX GUI») будет интерфейс, предлагающий не менее целостную и последовательно реализованную концептуальную основу. Причем, предлагающий ее не только и не столько конечному пользователю, сколько разработчику, т. е. реализованный начиная с системы быстрой разработки (СБР, RAD). В упомянутой статье Вагнер рассматривает несколько кандидатов на роль универсальной формы представления информации в графической среде и рассуждает о том, какие принципы могли бы стать аналогами другим «китам», на которых покоится интерфейс командной строки.
На самом деле, существует целый ряд систем, в той или иной степени закладывающих основу «интерфейсов следующего поколения». К сожалению, ни одну из них нельзя назвать на сегодня массовой, кроме, возможно, языка описания интерфейса XUL, использованного в Mozilla (см. об этом в главе 3, разделе Сети: обмен данными), но и для XUL пока нет СБР.